«Робот по имени Чаппи». Бессмысленный и беспощадный

0960118 марта
Не робот беспощадный, а фильм. И смысла его постепенно лишает всё происходящее на экране. Но давайте по порядку.
«Робот по имени Чаппи» — фильм Нила Бломкампа, который до этого успел впечатлить многих «Районом №9» и — в меньшей степени — «Элизиумом». Третья полнометражная работа сценариста‑режиссёра и мастера‑компьютерной‑графики Бломкампа примерно про то же: в любой ситуации оставайтесь людьми, будьте осторожны с инновациями и по возможности избегайте жить в Йоханнесбурге. И обязательно Шарлто Копли, прикольные роботы/роботизированные человеки и всяческий пыщ‑пыщ‑пыщ.
Так вот, «Чаппи». Мнения об этом фильме расходятся от точки обожания всего, что похоже на «Район №9», до точки кипения по поводу немаленьких дыр в сюжете. Склоняюсь к полюсу под номером два. И это несмотря на всю любовь к Die Antwoord!
Кто не знает, это такая южноафриканская группа со специфическим стилем, поведением и умением превращать собственные клипы в почти что фильмы. И они очень любят Бломкампа (3:57):
Вполне можно было ожидать, что «Робот по имени Чаппи» окажется результатом дружеских посиделок, когда несколько успешных каждый в своей области людей внезапно решают сделать совместный проект «по приколу». Но тут на съёмочной площадке каким‑то чудом очутились Хью Джекман и Сигурни Уивер.
В феврале началась подготовка к съёмкам «Чужого 5», в который вернётся персонаж Рипли в исполнении Сигурни Уивер. Нил Бломкамп занял кресло режиссёра, также он выступит в качестве сценариста и сопродюсера. На экранах новинка появится не раньше 2017-го, сперва зрителям покажут сиквел «Прометея».
Получилось как раз «по приколу»: растянутая вторичная короткометражка, но с обаятельным роботом и несколькими удачными шутками, которые, к сожалению, теряются на фоне нарастающего фарса. При вроде как интересном посыле (у Бломкампа повторение — мать учения) в картине слишком много сразу всего, и вот уже за фаршем смыслов, компьютерных эффектов и каких‑то откровенно тупых и нереальных, но харизматичных персонажей, не разобрать ничего. Но прикольно, это да.
В списанного со склада дроида класса «робокоп» персонаж Дева Пателя собирается вживить собственную разработку — самый настоящий искусственный интеллект, превосходящий человека и способный к быстрому обучению. Цель, естественно, гуманистическая — робот будет обладать оценочным суждением, разбираться в искусстве и служить на благо людям.

Вместе с кусками дроида в багажнике очкарика‑гуманиста похищает харизматичная банда, у которых цели несколько иного рода. Похитители дают оживлённому роботу собачью кличку, зачем‑то отпускают его создателя на все четыре стороны и начинают обучать Чаппи плохому. Создатель на своих ошибках не учится и к преступникам возвращается — чтобы научить Чаппи хорошему. Их выслеживает конкурент очкарика (Хью Джекман) и собирается испортить малину сразу всем — у него тоже есть цели.

Тем временем Чаппи учится и хорошему, и плохому, осознаёт себя и, периодически выдвигаясь на дело вместе с бандой, пытается выжить в жестоком мире людей. Всё это под композиции Die Antwoord и всяческий пыщ‑пыщ‑пыщ.
1/8
Ни Джекману, ни Уивер в этом фильме совершенно негде развернуться. Просто потому что не нужна в «Чаппи» сногсшибательная актёрская игра. Да и герои‑люди здесь тоже незачем, разве что недетский рейтинг оправдывать. Может, поэтому даже умные персонажи тут такие глупые?.. Приготовьтесь к череде настолько нелепых поступков, что вам станет стыдно сразу за всех: за Росомаху с дурацкой причёской, в егере и нелепых шортах (в интервью Джекман своим образом невероятно гордился); за Сигурни Уивер, которую можно было заменить любой менее профессиональной актрисой (или даже роботом); за Бломкапма, который всё же слишком зациклился... И за человечество, конечно. Но не в том смысле, в котором задумывал постановщик.
За кого не стыдно, так это за Die Antwoord. Ниндзя и Йо‑Ланди оказались в привычной стихии сумасбродного яркого гангста, музычка непредсказуемых zef‑рэперов играет на фоне, ещё и с роботом дали поиграться — красота.
Лайфхак: если во время просмотра вместо Чаппи представлять Шарлто Копли в датчиках, воспринимать действительность фильма будет легче, улыбка станет шире и рука будет реже стремиться к лицу.
При этом всём картинка прикольная, сцены обучения Чаппи криминальному ремеслу — обхохочешься, спецэффекты мощные, динамичненько, но кроваво очень, жестоко, местами просто жутко, а после титров и вовсе задаёшься вопросом «что это было?».
Не верьте трейлеру, это не фильм для семейного просмотра про собачку‑киборга с самосознанием. В фильме курят, нецензурно выражаются и убивают. Убивают со всей беспощадностью, из розовых автоматов, робопушек, лопатой... без необходимости, почти просто так, зато задорно и с грамотными спецэффектами.
Неплохо 5 из 10
«Робот по имени Чаппи» — кино не лишённое смысла, но не до конца осмысленное самими создателями. Форма хороша, но содержание подкачало: что это, зачем, про кого и для кого в итоге? «Робот по имени Чаппи» — кино беспощадное: из одной только неоправданной жестокости вряд ли получится вынести полезные уроки. Но, с другой стороны, можно попробовать.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Рекомендации

Обсуждение в Тёрке

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии

Другие рецензии