Само собой разумеется, что научно‑фантастические фильмы не призваны отражать реальность, однако зачастую творения киносоздателей настолько далеки от истины, что переходят в категорию кинематографической глупости. Онлайн‑версия журнала Popular Science приводит список фильмов 2012 года, в которых авторы предпочли проигнорировать законы Вселенной и наплевали на элементарную логику.
Топ‑7 антинаучных фантастических фильмов прошлого года (осторожно, спойлеры!)
Этот фильм получает медаль за «вопиющее неуважение к сохранению массы».
Несмотря на убеждение создателей, что укус генетически модифицированного паука освободил Питера Паркера от законов природы, по‑прежнему сложно поверить в то, что герой совершает чудеса эквилибристики, будучи прикреплён к паутинке, и при этом сохраняет целыми все кости своего сверхчеловеческого тела.
При этом стоит отдать должное Марку Уэббу, который старался снять трюки с минимальным использованием компьютерной графики. Также он консультировался с настоящим профессором физики: Джеймс Какалиос специально для фильма создал уравнение клеточной регенерации и умирания — «алгоритм скорости распада», чтобы объяснить, каким образом человек может превратиться в гигантскую ящерицу. Конечно, такого уравнения в природе не существует, но оно основано на реальных математических выражениях — например, из закона смертности Гомпертца и труда «Теории надёжности столетия и долголетия» 2001 года.
Претензии здесь сводятся к основной теме фильма — путешествии во времени: криминальные боссы из 2074 года отправляют неугодных людей на 30 лет в прошлое, чтобы там с ними справились наёмные убийцы, именуемые «луперами». Наука же отмечает, что путешествия во времени невозможны, или, по крайней мере, потребуют больше энергии, чем существует во Вселенной.
Режиссёр Райан Джонсон, вероятно, решил предвосхитить упрёки зрителей и поэтому создал следующую сцену. Когда герой Гордона‑Левитта сидит в кафе и беседует с самим собой из будущего (в исполнении Брюса Уиллиса), на вопрос о том, как происходит путешествие во времени, Уиллис отвечает, что это неважно, потому что «если мы начнём, мы будем говорить весь день, орать, просчитывать возможные варианты… ЭТО НЕВАЖНО!». Что ж, отличная уловка, мистер Джонсон.
Допустим, вы находитесь под прицелом, стоя на льду глубокого пруда. Вам удаётся схватить полуавтоматическую винтовку противника и выстрелить, в результате чего вы оба падаете в ледяную воду. Спустя несколько минут, задушив врага под водой, вы выходите на берег, пробегаете несколько сотен метров и спасайте своих товарищей, метнув нож в спину последнему нападавшему.
Мировой рекорд по нахождению в ледяной бане составляет 1 час 52 минуты 42 секунды и принадлежит голландцу Виму Iceman Хофу. Обычному человеку в таких условиях придётся несладко: вскоре начнётся гипотермия, а спустя 15 минут вы скорее всего умрёте. Но перед этим организм попытается согреть хотя бы внутренние органы, выкачивая кровь из конечностей, какое уж тут метание ножа.
Но большее раздражение в фильме вызывает небрежность в отношении компьютерной науки. Особенно в сцене, где компьютерный гений Q пытается взломать постоянно меняющийся «полиморфный алгоритм шифрования», который призван защитить злодейские планы. Q выводит алгоритм на гигантский экран, и это выглядит как непрерывно сменяющиеся цепочки кода, при этом Бонд без труда угадывает пароль Сильвы. Понятное дело, что фильму нужны визуальные эффекты, но к чему это всё, если пароль в итоге оказывается традиционным коротким набором символов?
Команда Мстителей представляет собой шестёрку супергероев из комикс‑вселенной — казалось бы, к чему ещё тут придираться? Но вот на экране речь заходит о летающем авианосце. Некая организация «Щ.И.Т.» владеет секретной десантной базой размером с авианосец типа «Нимиц» массой около 110 тысяч тонн. В небо его поднимают четыре ротора диаметром около 35 м каждый.
Если верить вычислениям физика Рета Аллена, на самом деле для взлёта понадобились бы двигатели с мощностью 1,21 ГВт и диаметром 450 м, при этом воздух пришлось бы выбрасывать со скоростью, вдвое превышающей звуковую. В природе не существует материала, способного выдержать такое давление в роторе. И пусть теперь Железный человек заберётся внутрь и попробует его запустить!
Фильм Кристофера Нолана основан на комикс‑трилогии, но при этом выглядит довольно правдоподобно: вымышленный Готэм похож на реальный Нью‑Йорк, да и оружие кажется настоящим.
Однако в реальном мире Бэтмен вряд ли остался бы жив после схватки с Бейном — в фильме со сломанной спиной и изувеченной головой герой уже спустя несколько дней мог говорить и двигаться, а затем вырвался из тюремной ловушки, ввязался в драку и спас целый город.
Ещё более нелепым кажется взрыв термоядерной бомбы в считанных километрах от Готэма. У Бэтмена было лишь 90 секунд, чтобы унести взрывное устройство подальше, но даже двигайся он со скоростью 450 км/ч, при взрыве бомбы мощностью около 4 Мт над заливом большая часть города была бы разрушена. Кроме того, поднимающийся после яркой вспышки гриб сопровождался грохотом, в реальности же звук распространяется медленнее и нужно около минуты, чтобы он донёсся до слуха жителей.
В ремейке одноимённого фильма с Арнольдом Шварценеггером после мировой войны остались лишь две территории, населяемые людьми: Колония (на месте бывшей Австралии) и Соединённая Федерация Великобритании. Путешествие между ними осуществляется через «гравитационный лифт», проходящий сквозь центр Земли. Поездка занимает каких‑то 17 минут.
Забудьте на время о внушительных температурах и давлении в земной коре, а также о том, что материала, способного выдержать такие перегрузки, не существует (а если бы и существовал, его понадобилось бы 13 тыс. км). Даже если лифт просто «упадёт» в отверстие и выскочит с другой стороны, на это уйдёт почти 40 минут. Учитывая то, что транспортному средству со скоростью 50 тыс. км/ч нужно достичь ускорения в 10g (опаснейшие американские гонки ускоряются до 4g, при 9g большинство людей теряет сознание), даже при достаточной антигравитационной силе безопасность такого лифта остаётся под вопросом.
Приквел «Чужого» от Ридли Скотта зрители ждали очень долго, в итоге получился фильм‑издёвка над наукой и здравым смыслом. Андроид не в состоянии правильно посчитать время миссии, на вопрос о продолжительности полёта он отвечает: «2 года 4 месяца 18 дней 36 часов 15 минут» вместо «2 года 4 месяца 19 дней 12 часов 15 минут». А проснувшиеся члены экипажа ранее никогда не встречались — и это самый трудозатратный проект человечества!
А стоит только учёным и наёмникам оказаться в стенах инопланетного храма, как они уже через несколько минут снимают шлемы, обеспечивающие им защиту от токсичных соединений и всевозможных штаммов. Редко где встретишь таких безответственных и неумелых археологов (вполне логично, что вскоре им уготована встреча с жуткими инопланетянами и неминуемая смерть). Затем они приносят голову пришельца на корабль и подвергают воздействию тока, пока та не взрывается. И только после этой катастрофической кончины исследователи решают составить карту храма. Пожалуй, Скотту лучше всех удалось снять фильм о худшей экспедиции в человеческой истории.
Убедиться или разувериться в обоснованности этих претензий можно самим — фильмы легко найти в Пирсе. Также в коллекции портала CN.ru есть подборка лучших научно‑фантастических фильмов. Надеемся, новинки наступившего года порадуют нас большим уважением к науке и логике.
Ну и занудство. Ок, давайте теперь снимать реалистичное кино. Человек‑паук ломает конечности в прыжке и умирает через полчаса от начала фильма, Железный человек ходит, потому что не может взлететь, а фильмы про путешествия во времени вообще не снимаются, потому что нынешняя наука отрицает подобное.
Мало кто знает, что режиссёр Тим Бёртон ещё и отлично рисует. Его скетчи нередко соревнуются в мрачности с его же фильмами, но рисункам не занимать яркости образов и узнаваемости персонажей.
Французский молодёжный сериал «Элен и ребята» был для нас одним из неотъемлемых примет 90-х. С даты выхода последней серии прошло уже больше 20 лет, и само собой, актёры сильно изменились. Элен и ребята тогда и сейчас.
Это не лайфхак о чём‑то суперполезном. Это подборка необязательных, но забавных способов провести время в очереди или на больничном, по дороге в отпуск или попросту поддавшись прокрастинации: то, что поможет безжалостно убить время.