Немецкий громче английского... Фильм до ТОШНОТЫ правдоподобен, так сказать, в декарациях. Смотреть советую ТОЛЬКО ТЕМ кому понравилась сама книга. Остальные потратят время зря.
Странное впечатление... в целом фильм не понравился, но местами просто великолепен. Правда, великолепие связано не столько с режиссурой, сколько с работой операторов, художников, гримёров... всех тех, кто создавал декорации и антураж средневековья.
Думаю, те немногие, кто «Фауста» прочесть осилил, плеваться будут с этого кина. Так что, даже не знаю, на кого сей фильм рассчитан. Возможно на тех, кто готов оценивать лишь визуальный ряд — кто любит всяких Брейгелей и Босха... Кстати, на мой взгляд, присутствие этих фламандцев в сокуровском «Фаусте» ощущается гораздо глубже и насыщеннее, чем в вандально‑бессмысленной лепнине «Мельница и крест».
Начну с хорошего – великолепная работа оператора . на этом хорошее заканчивается . Сокуров полностью убрал Пролог и Бога из своего фильма -что показывает что ничего общего с Фаустом Гете этот фильм не имеет . Известно что именно Пролог не небесах является обоснованием свободы Фауста в его прогулках с дьяволом –что эквивалентно и в современной трактовке и в трактовке времен Гете обоснованию свободы человека ибо спасение человека уже совершено . То что Сокуров полностью проигнорировал данное обстоятельство показывает что он либо не понимает Гете (в чем я сомневаюсь ) либо сознательно встает на богоборческие позиции . В этом смысле Фауст как четвертая часть тетралогии о власти конечно же блестяще завершается – апофеоз власти- власть Бога и она развенчена ( по воле Сокурова но не по Гете ). Замечу что недавно скончавшийся режиссер Фоменко хотел но не смог поставить Фауста на сцене так как не мог найти адекватной формы для Пролога – это к тому что художники понимающие Гете понимали суть произведение а не занимались отсебятиной прикрываясь достоверным антуражем эпохи и великим произведением . После этого фундаментального сдвига от Гете начинается падение Сокурова в бездну – идеи уже нет – начинается бесконтрольное падение Фауста кратко комментируемое эклектичными философскими идеями не связанными единой логикой –типа сначала было действие ( а любое действие абсурдно если нет цели ) , нет зла и добра ( естественно если нет абсолюта ) , нет души и т.д и т.п . завершает все это бессмысленный финал – человек превосходит дьявола который говорит ему что у него нет свободы воли а он ее моментально демонстрирует ударом камня и такой свободный идет вперед ! какое прекрасное преодоление власти и триумф свободы человека . молодец Сокуров ! умница ! только непонятно кто это такой свободный человек по Сокурову – это гомункул который сам себя сделал в тигле алхимика и теперь как полностью независимый демиург обрел власть над собой –то есть свободу , или это сверхчеловек Ницше который в прямом смысле встал по ту сторону добра и зла убив в себе и то и другое , или это свободный человек в смысле человека желающего спасения (все таки бежит Фауст на голос грэтхен ) . сумбур вместо музыки господин Сокуров !. Убрав из Фауста стержень получилось бессвязное действо и демонстрация интеллектуальных фокусов от немолодого режиссера . Ницшеанская составляющая заменила составляющую Гете в данном Фаусте . Вспоминая Ницше напомним Сокурову – если долго всматриваться в бездну то бездна начнет всматриваться в тебя . Сокуров заглянул в бездну без фонаря великого разума Гете и сон разума выдал нам чудовище в виде данного фильма. Очень плохой фильм ! 2 балла из уважение к сединам .