Тёрка в тагах


Друзья

Его(174) Общие(0) Хотят дружить(10)


  • 12851

  • 18635

  • 31987

  • 3et

  • 81129

  • Adisseya

Ещё →

Враги

Его(0) Общие(0) Обиженные(11)


  • 151034

  • CRIMINAL

  • GOLDEN-BOY

  • GreenStyle

  • Infernall

  • Kragernad

Ещё →

Большая Тёрка / Мысли / Личная лента katehon /


katehon

Интернет-пространство заполняет пустоту. "Пустыня растёт"

А вот к этому, пожалуй, стоит прислушаться. По-моему, вменяемый анализ.

стенограмма
Интернет против провинциальности

Анна Очкина, социолог, кандидат философских наук:

Очень часто понятия «провинция» и «провинциальность» смешивают. Если есть провинция, значит есть провинциальность. И провинциальность встречается только в провинции. На самом деле это неверный подход, потому что провинция – это географический фактор, а провинциальность – это характеристика той социо-культурной среды, которая в том или ином регионе, в том или ином городе сложилась. Провинциальность прежде всего подразумевает суженое поле возможностей для социального развития, для профессионального выбора, для выбора модели поведения, ограниченный набор субкультур и ограниченную возможность примыкать к той или иной группе, к тому или иному сообществу. Т.е. провинциальность означает вот такую социо-культурную ограниченность. Она порождает за собой определенные характеристики поведения, которые связаны с недоверием к иному, к чужому, которые связаны с воспроизводством определенных жизненных шаблонов, связанных с широким развитием сетей, связей, через которые реализуются ваши профессиональные планы и т.д.

В свое время у меня с коллегами была дискуссия, и мне более молодые коллеги доказывали, что Интернет уничтожает вообще понятие провинциальности. Т.е. Интернет – это то пространство, в котором любой человек может присоединиться к любому культурному сообществу, получать любые тексты, отправлять любые тексты, стать участником любой дискуссии и т.д. Но Борис Юрьевич Кагарлицкий в этом споре встал на мою сторону и привел пример Финляндии, в которой пытались бороться с отсталостью, отгороженностью культурной северных провинций с помощью всеобщей интернетизации. И это привело к еще большему оттоку населения из этих провинций. Почему? Потому что люди, посмотрев, как много может быть в этом мире, поняли и еще сильнее осознали ограниченность своих возможностей. И тогда финны пошли по другому пути: по пути организации местных театральных, художественных фестивалей и т.д., которые могли бы развить жизнь на месте. Потому что: что такое Интернет, любая социальная сеть, все те технологии, которыми мы так по праву гордимся и радуемся? Это только средство. Конечно, это потрясающее подспорье в работе, это потрясающая возможность мобилизации людей вокруг какого-то значимого дела в тех же социальных сетях, тематических, например. Но только в том случае, если есть какая-то значимая цель: и у тебя в работе, и соответственно у этих социальных сетей. А как возникнет значимая цель у социальных сетей? Только на местах.

Допустим вам нужно защитить памятник искусства у себя в городе или памятник старины. Вы можете найти по Интернету людей, которые сталкивались с похожими проблемами или только что столкнулись. И таким образом создать сообщество вокруг уже не вашей местной, а некой общей проблемы. Вы можете через блоги, через «живой журнал» всячески пропагандировать ваши идеи. Но ведь проблема зародилась и ваша цель сформировалась на месте. Более того, и ваши мотивы формируются именно на месте, потому что человек все равно привязан в своей жизни к определенному географическому пространству. Т.е. Интернет – это потрясающее средство обмена идеями, мыслями. Средство включения в культурное, научное пространство, когда у тебя есть с чем включиться. Средство мобилизации вокруг значимых идей, когда эта идея зародилась. Но сам по себе Интернет для нас не идеи не создаст, ни какого либо дела сам не предложит. И вот здесь я хочу все-таки сказать о негативной стороне социальных сетей и Интернета. Интернет создает ощущение ложной занятости у человека. Современные люди все время заняты - они лазают по Интернету. Очень хорошо, когда этот поиск подчинен какой-то цели. Но очень часто он такой хаотический. Т.е. это кликанье на заинтересовавшие заголовки, поиск по картинкам и человек устает, потому что это очень тяжело несколько часов провести около компьютера, это нагрузка на организм, занятость невероятная, абсолютно пустая, с нулевым результатом. Вот это оборотная сторона Интернета и социальных сетей. Потому что я знаю уже по своим ровесникам, по их проблемам с детьми, что вот это погружение детей в социальную сеть, вообще говоря, существенно нарушает их общение со сверстниками.

Дворовые компании ведь исчезают, а это было замечательное средство социализации, такие разновозрастные компании. Я сейчас уже очень радуюсь, если летом я увижу стрелочку, нарисованную мелом, это значит дети играют в казаки-разбойники. Но я вижу это очень редко. Потому что дети дома. Но они очень заняты – они в социальных сетях. Я, конечно, не собираюсь демонизировать Интернет, я думаю, что живая природа человека все равно возьмет свое. Но надо помнить, что необходимо облегчать людям доступ к Интернету, но как к инструменту. Это должно быть дополнительной мерой к развитию местной культуры и соответствующих институтов: местных театров, дополнительного образования, т.е. музыкальных школ, школ искусств. Без этого Интернет станет тем омутом, в который человек будет погружаться, чтобы заполнить пустоту в своей жизни. Заполнение пустоты, в том числе через Интернет, это следствие того, что такая пустота появилась. Если бы не обеднение, например, научной среды, если бы не обеднение социо-культурной среды, в частности, городской, провинциальных городов, Интернет бы не стал играть такую роль, но факт обеднения социо-культурной среды, в частности города есть. Я помню еще 10 лет назад вообще втянуть даже коллег в профессиональный разговор или разговор, условно говоря, о смысле жизни, было практически невозможно. Сейчас это стало легче, но это разговоры в основном на работе. Т.е. мы не собираемся компаниями по интересам. Значительно сузился круг людей, которые постоянно посещают, например, концерты филармонии, киноклуб, не потому что люди стали хуже или глупее, ни в коем случае, это было бы слишком простое объяснение, слишком грустное, но и слишком простое. Нет, люди очень загружены, у многих еще работает та инерция выживания «выжить во что бы то ни стало», которую они набрали в 90-ых. Т.е. нам некогда жить, потому что мы выживаем. И это ведет к обеднению социо-культурной среды. Но ведь люди в большинстве своем так воспитаны советской культурно-информационной средой, дети воспринимают это от родителей, что у них потребности культурные сохраняются: потребности в общении, потребности в определенных впечатлениях. И вот здесь как раз Интернет-пространство заполняет эту пустоту.

оригинал тут

3 комментария

baToN

katehon, согласен


Frezot

katehon, правильно говорит, но выводов не увидел

1 комментарий

katehon

Frezot, Цитата: «Это должно быть дополнительной мерой к развитию местной культуры и соответствующих институтов: местных театров, дополнительного образования, т.е. музыкальных школ, школ искусств. Без этого Интернет станет тем омутом, в который человек будет погружаться, чтобы заполнить пустоту в своей жизни. Заполнение пустоты, в том числе через Интернет, это следствие того, что такая пустота появилась.»